Прекращение неконтролируемого перемещения отходов, прежде всего недопущение их поступления на несанкционированные свалки.
Улучшение экологической ситуации.
Обеспечение прозрачности перемещения отходов на всех этапах: от сбора ТКО в местах накопления, далее транспортировка ТКО до мест обработки, утилизации и размещения отходов. Контроль на каждом перечисленном выше этапе обращения отходов. За весь этот единый процесс теперь отвечает одна структура – региональный оператор.
Создание единых стандартов по оказанию услуги по обращению ТКО.
Повышение качества услуги по обращению ТКО.
Увеличение доли отходов, направляемых на переработку, и возвращенных в экономику в качестве вторсырья.
Содействие к использованию вторичных материальных ресурсов (стекла, пластика, поддонов, бумаги, картона, металла, ПЭТ и других), извлекаемых при обработке ТКО.
К ТКО относятся:
Бытовые отходы, которые образуются людьми в местах их проживания и работы в процессе потребления (упаковки от товаров, пищевые продукты, бумага, косметика и т.д.).
К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Крупногабаритные отходы (далее по тексту – КГО) (в т.ч. мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), которые не помещаются в мусорный контейнер.
Отходы, образующиеся при уборке придомовой территории (мусор, листья, пыль и др.).
Место (площадка) накопления ТКО — специально оборудованное пространство, где установлены контейнеры и бункеры, предназначенные для сбора ТКО.
За содержанием мест накопления ТКО, если они входят в состав общего имущества собственников многоквартирных домов, должны следить управляющие компании (ТСЖ, ЖСК, ЖК).
Если места накопления ТКО не входят в состав общего имущества или не являются собственностью организаций, то их обязан содержать собственник земельного участка, на котором располагаются контейнеры. Например, если площадка расположена на муниципальной земле, то за ее содержание отвечают органы местного самоуправления.
Региональный оператор по обращению с ТКО — это организация, отвечающая за сбор отходов, транспортировку, обработку, размещение и утилизацию.
Статус регионального оператора присваивается юридическому лицу по итогам конкурсного отбора, который проводит уполномоченный орган исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации. В Санкт-Петербурге это Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Для организации процесса обращения с ТКО региональный оператор может привлекать на договорной основе в качестве подрядчиков действующие в регионе организации (транспортных операторов, операторов объектов обработки и утилизации отходов), имеющих лицензию на работу с ТКО.
При этом именно региональный оператор отвечает за предоставление коммунальной услуги по обращению ТКО и выступает стороной по соответствующему договору с потребителем (отходообразователем). Заключать прямые договоры на вывоз ТКО граждане (или управляющие компании, ТСЖ, ЖК от лица граждан в многоквартирных домах) и организации могут только с региональным оператором.
Региональный оператор работает с ТКО и обязан обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение.
Региональный оператор вправе заключать с потребителем договор и на обращение с иными видами отходов, если у него имеется соответствующий вид лицензии и региональный оператор осуществляет такую деятельность. Стоимость услуг определяется по соглашению сторон такого договора.
Региональный оператор в части обращения с ТКО работает по единому тарифу, который устанавливается уполномоченным органом исполнительной государственной власти субъекта Российской федерации. В Санкт-Петербурге это Комитет по тарифам.
На территории Санкт-Петербурга региональным оператором по обращению с ТКО является АО «Невский экологический оператор».
2 сентября 2021 года Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга и АО «Невский экологический оператор» заключили соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на всей территории Санкт-Петербурга. Срок действия соглашения — 10 лет.
Соглашение подписано по итогам прошедшего в июле-августе 2021 года конкурса на право присвоения статуса регионального оператора.
В рамках оказания коммунальной услуги обязанность регионального оператора вывозить строительный мусор не предусмотрена законодательством, так как он не относится ни к ТКО, ни к КГО.
Крупный строительный мусор (строительный мусор от капитального ремонта) должен вывозиться по отдельному договору с региональным оператором или иной организацией, имеющей лицензию. Расходы на работу по вывозу такого вида отходов не покрываются тарифом регионального оператора. Цена по такому договору определяется отдельно.
Вывоз отходов, не относящихся к ТКО вправе осуществлять любые организации (операторы) по обращению с отходами, имеющие лицензию.
Региональный оператор вывозит строительные отходы только от текущего ремонта (подробнее).
— плюс 5°C и выше — ТКО может храниться в контейнерах не более 1 суток;
— плюс 4°С и ниже — ТКО может храниться в контейнерах не более 3 суток.
В соответствии с условиями соглашения, АО «Невский экологический оператор» приступило к работе 01.01.2022 года.
После утверждения тарифа региональный оператор приступил к заключению договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками и арендаторами жилых и нежилых помещений в порядке, предусмотренном законом.
С даты начала оказания услуг региональным оператором ранее заключенные договоры на вывоз ТКО прекратили свое действие.
Потребитель заключает договор по обращению с ТКО только с региональным оператором.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирных домах в случаях, установленных ч.2 и ч.9 ст. 157.2 ЖК РФ, а также собственниками отдельных жилых домов.
В случае если основания, предусмотренные ч.2 и ч.9 ст. 157.2 ЖК РФ, отсутствуют, то договор заключается с управляющей компанией, ТСЖ, ЖСК, ЖК.
Коммунальная услуга предоставляется собственнику и пользователю жилых помещений в МКД на основании договора с УК, ТСЖ, ЖСК (при этом УК, ТСЖ, ЖСК заключают договор с региональным оператором) или на основании прямого договора с региональным оператором.
Но при этом для заключения прямого договора с собственниками жилых помещений в МКД должны наступить события, предусмотренные ч. 2 и ч. 9 157.2 ЖК РФ:
— собственниками помещений в МКД выбрана непосредственная форма управления,
— общим собранием собственников помещений в МКД принято решение о переходе на прямые договоры с региональным оператором,
— форма управления МКД не выбрана,
— форма управления МКД выбрана, но не реализована,
— УК не заключила договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении всего МКД,
— в случае расторжения договора, ранее заключенного региональным оператором с управляющими компаниями при наступлении оснований, предусмотренных законом (например, при возникновении подтвержденной задолженности по оплате оказанных услуг в размере, установленном законом).
Коммунальная услуга по обращению с ТКО будет предоставлена потребителю и в том, и в другом случае.
Заключение письменного договора с собственниками жилых помещений не является обязательным.
Договор с региональным оператором считается автоматически заключенным с даты, когда региональный оператор начинает предоставление услуги по обращению с ТКО (вывоз мусора), потребитель накапливает мусор в местах накопления.
Договор с собственниками помещений в многоквартирных домах заключается единовременно с одной даты в отношении всех собственников помещений.
Отсутствие подписанного сторонами единого документа не является основанием для отказа региональным оператором потребителю в оказании услуг.
Аналогично отсутствие договора не освобождает потребителя от обязанности оплачивать коммунальные услуги.
Собственники (пользователи) отдельных жилых домов заключают прямой договор с региональным оператором. Кроме ситуации, когда от имени собственников выступает организация: тогда договор заключается с такой организацией.
Физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образование ТКО в жилых помещениях многоквартирных домов, заключают договор оказания услуг одним из следующих способов:
1) Если у собственника или пользователя заключен договор с управляющей компанией (ТСЖ, ЖСК, ЖК) на предоставление коммунальных услуг по обращению с ТКО, то в этой ситуации управляющая компания сама заключает договор по обращению с ТКО с региональным оператором от лица жильцов.
2) Непосредственно с региональным оператором, в следующих случаях:
· выбранная форма управления в многоквартирных домах — непосредственное управление;
· в случае принятия решения собственниками помещений в многоквартирных домах о заключении прямых договоров;
· в случае расторжения договора, ранее заключенного региональным оператором с управляющими компаниями, при наступлении оснований, предусмотренных законом (например, при возникновении подтвержденной задолженности по оплате оказанных услуг в размере, установленном законом);
· в случае невыбора способа управления в многоквартирных домах;
· в случае выбора способа управления, но нереализации такого способа управления,
· в случае незаключения договора управляющей компанией с региональным оператором.
Для заключения прямого договора с региональным оператором необходимо выполнить вышеуказанные условия, например, провести общее собрание собственников и принять решение о заключении прямых договоров с региональным оператором, или принять решение о выборе способа управления – непосредственное управление и т.д.
Заключить договор с региональным оператором один собственник жилого помещения в МКД не может.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении нежилых помещений в многоквартирных домах заключается непосредственно с региональным оператором.
Предложение о заключении договора региональный оператор разместил в течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на первый год своей работы.
В течение 15 рабочих дней с даты опубликования региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению ТКО и текста договора в СМИ и на своем официальном сайте www.spb-neo.ru потребитель мог обратиться с заявкой на заключение договора и приложить требуемые документы.
Форма заявки, прилагаемые к ней документы, порядок ее заполнения и перечень каналов для направления заявки на заключение письменного договора будут размещены на сайте к дате размещения предложения о заключении договора.
Региональный оператор рассматривает заявку потребителя и прилагаемые документы в течение 10 рабочих дней со дня их поступления и направляет письменный вариант договора потребителю.
Заключение письменного договора не является обязательным, коммунальная услуга оказывается потребителю на условиях типового договора и требований законодательства.
В случае предоставления потребителем неполного пакета документов или сведений, предусмотренных Правилами №1156, региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителем направляет ему уведомление в письменной форме о необходимости предоставить недостающие документы. Рассмотрение заявки приостанавливается региональным оператором, на срок не более 6 месяцев.
Потребитель в течение 6 месяцев с даты приостановления рассмотрения заявки предоставляет недостающие документы или информацию. Если в указанный срок документы не поданы, рассмотрение заявки прекращается и возвращается потребителю с указанием причин возврата. Потребитель вправе направить заявку повторно, предоставив полный пакет документов.
В случае предоставления полного пакета документов региональный оператор не позднее 10 рабочих дней с даты поступления заявки направляет потребителю 2 экземпляра проекта договора.
Региональный оператор может отказать в заключении договора с отдельным потребителем (собственником жилого помещения в МКД), если отсутствуют основания, предусмотренные законом (ч. 2, ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ), и договор на оказание услуг заключен управляющей компанией с региональным оператором на весь МКД.
Договор с собственником и пользователем жилого помещения в МКД будет заключен или путем заключения договора с УК, ЖСК, ТСЖ, или путем заключения прямого договора с региональным оператором в случаях ч. 2, ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ. Договор с региональным оператором не требует соблюдения письменной формы договора.
Прямой договор с региональным оператором может быть заключен путем совершения потребителем действий, подтверждающих его намерение вступить в договорные отношения с региональным оператором. Таковым действием в данном случае является пользование коммунальной услугой — накопление и размещение ТКО на специализированных площадках, а также оплата оказанных региональным оператором услуг.
Заключение письменного договора путем подписания единого документа не является обязательным требованием закона, а его отсутствие не свидетельствует об отсутствии договорных отношений с региональным оператором.
Региональный оператор не может не оказывать услугу по обращению с ТКО, ссылаясь на отсутствие письменного договора с потребителем.
Прямой договор (при наличии оснований для его заключения) будет считаться заключенным, как правило, с даты начала оказания услуг региональным оператором, и с этого же момента возникает обязанность по оплате таких услуг у потребителя.
Если счет, формируемый АО «ЕИРЦ СПб», содержит информацию по иным коммунальным услугам (кроме услуги «Обращение с ТКО»), для разделения лицевого счета дополнительно может потребоваться справка по форме «Форма-9».
Услугу «Обращение с ТКО», оказываемую АО «Невский экологический оператор» в рамках прямых договоров с потребителями и отраженную в квитанции АО «ЕИРЦ СПб», предлагаем оплачивать одним из следующих способов:
АО «ЕИРЦ СПб» включает начисления за услугу по обращению с ТКО по прямым договорам в формируемые им счета по поручению АО «Невский экологический оператор».
АО «ЕИРЦ СПб» уполномочен АО «Невский экологический оператор» на прием оплаты за услугу по обращению с ТКО.
Денежные средства, поступившие от потребителей в оплату услуги по обращению с ТКО, перечисляются АО «ЕИРЦ СПб» в адрес АО «Невский экологический оператор».
Объем услуги определяется на основании п. 148 (30) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 исходя из нормативов накопления ТКО.
Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 15.12.2023 № 248-р внесено изменение в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.11.2022 № 162-р, согласно которому Предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Невский экологический оператор на территории» Санкт-Петербурга на период с 01.07.2024 по 31.12.2024 для населения составляет 1367 руб. 57 коп. за 1 куб.м., включая НДС.
Поиск по сайту