Поиск
Меню
Мусорная реформа: основные термины
1. Цели и задачи реформы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО)
  • прекращение неконтролируемого перемещения отходов, прежде всего недопущение их поступления на несанкционированные свалки;

  • улучшение экологической ситуации;

  • обеспечение прозрачности перемещения отходов на всех этапах: от сбора ТКО в местах накопления, далее транспортировка ТКО до мест обработки, утилизации и размещения отходов. Контроль на каждом перечисленном выше этапе обращения отходов. За весь этот единый процесс теперь отвечает одна структура – региональный оператор;

  • создание единых стандартов по оказанию услуги по обращению ТКО;

  • повышение качества услуги по обращению ТКО;

  • увеличение доли отходов, направляемых на переработку, и возвращенных в экономику в качестве вторсырья;

  • содействие к использованию вторичных материальных ресурсов (стекло, пластик, поддоны, бумага, картон, металл, ПЭТ и другое), извлекаемых при обработке ТКО.

2. Что такое твердые коммунальные отходы (далее - ТКО)?

К ТКО относятся:

  • Бытовые отходы, которые образуются людьми в местах их проживания и работы в процессе потребления (упаковки от товаров, пищевые продукты, бумага, косметика и т.д.);

  • К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

  • Крупногабаритные отходы (далее по тексту – КГО) (в т.ч. мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), которые не помещаются в мусорный контейнер;

  • Отходы, образующиеся при уборке придомовой территории (мусор, листья, пыль и др.).

3. Что такое место (площадка) накопления ТКО?
  • Место (площадка) накопления ТКО – специально оборудованное пространство, где установлены контейнеры и бункеры, предназначенные для сбора ТКО.

  • За содержанием мест накопления ТКО, если они входят в состав общего имущества собственников многоквартирных домов, должны следить управляющие компании (ТСЖ, ЖСК, ЖК).

  • Если места накопления ТКО не входят в состав общего имущества, или не являются собственностью организаций, то их обязан содержать собственник земельного участка, на котором располагаются контейнеры. Например, если площадка расположена на муниципальной земле, то за ее содержание отвечают органы местного самоуправления.

4. Кто такой региональный оператор по обращению с ТКО и каковы его функции?
  • Региональный оператор по обращению с ТКО – это организация, отвечающая за сбор отходов, транспортировку, обработку, размещение и утилизацию.

  • Статус регионального оператора присваивается юридическому лицу по итогам конкурсного отбора, которые проводит уполномоченный орган исполнительной государственной власти субъекта Российской федерации. В Санкт-Петербурге это Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

  • Для организации процесса обращения с ТКО региональный оператор может привлекать на договорной основе в качестве подрядчиков действующие в регионе организации (транспортных операторов, операторов объектов обработки и утилизации отходов), имеющих лицензию на работу с ТКО.

  • При этом именно региональный оператор отвечает за предоставление коммунальной услуги по обращению ТКО и выступает стороной по соответствующему договору с потребителем (отходообразователем). Заключать прямые договоры на вывоз ТКО граждане (или управляющие компании, ТСЖ, ЖК от лица граждан в многоквартирных домах) и организации могут только с региональным оператором.

5. С какими видами отходов работает региональный оператор?
  • Региональный оператор работает с ТКО и обязан обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение.

  • Региональный оператор вправе заключать с потребителем договор и на обращение с иными видами отходов, если у него имеется соответствующий вид лицензии и региональный оператор осуществляет такую деятельность. Стоимость услуг определяется по соглашению сторон такого договора.

  • Региональный оператор в части обращения с ТКО работает по единому тарифу, который устанавливается уполномоченным органом исполнительной государственной власти субъекта Российской федерации. В Санкт-Петербурге это Комитет по тарифам.

6. Кто является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга?
  • На территории Санкт-Петербурга региональным оператором по обращению с ТКО является АО «Невский экологический оператор».

  • 2 сентября 2021 года Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга и АО «Невский экологический оператор заключили соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на всей территории Санкт-Петербурга. Срок действия соглашения – 10 лет.

  • Соглашение подписано по итогам прошедшего в июле-августе 2021 года конкурса на право присвоения статуса регионального оператора.

7. Когда региональный оператор приступает к оказанию услуг по обращению с ТКО в Санкт-Петербурге?
  • В соответствии с условиями соглашения АО «Невский экологический оператор» приступил к оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2022г.

  • После утверждения тарифа региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками и арендаторами жилых и нежилых помещений, в порядке предусмотренном законом.


Заключение договора с региональным оператором
1. Что будет с ранее заключенными и действующими договорами на вывоз мусора?
  • С даты начала оказания услуг региональным оператором ранее заключенные договоры на вывоз ТКО прекращают свое действие.

  • Потребитель заключает договор по обращению с ТКО только с региональным оператором.

2. Кто должен заключить договор с региональным оператором?
  • На основании п. 1 ст. 24.7 Федерального закона №89-ФЗ региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места (площадки) их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

  • Юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие образование ТКО в нежилых помещениях, зданиях, сооружениях, земельных участках, обязаны заключить договор оказания услуг с региональным оператором.

  • Управляющие компании, ЖСК, ТСЖ, ЖК, осуществляющие управление многоквартирными домами, также заключают договор по обращению с ТКО в отношении МКД, находящихся в управлении, если жилищным законодательством не предусмотрено иное (когда заключаются прямые договоры между региональным оператором и собственниками, пользователями жилых помещений в МКД).

  • Договор на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении нежилых помещений, расположенных в МКД, заключается непосредственно с региональным оператором.

3. В каком порядке заключаются договоры на оказание услуг по обращению с ТКО?
  • Предложение о заключении договора региональный оператор размещает в течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на первый год своей работы.

  • В течение 15 рабочих дней с даты опубликования региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению ТКО и текста договора в СМИ и на своем официальном сайте www.spb-neo.ru, потребитель может обратиться с заявкой на заключение договора и приложить требуемые документы.

  • Форма заявки, прилагаемые к ней документы, порядок ее заполнения и форма типового договора размещены на сайте регионального оператора в разделе «Заключение договора»

  • Региональный оператор рассматривает заявку потребителя и прилагаемые документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления по общему правилу и направляет потребителю проект договора.

  • В случае если несколькими потребителями подано более одной заявки в отношении одного и того же объекта недвижимости, рассмотрение заявки региональным оператором может быть приостановлено не более чем на 10 рабочих дней для получения информации из ЕГРН.

4. Что будет, если я не подам заявку (не успею заключить договор) в отведенный срок?
  • Если потребитель не обратился с заявкой в установленный законом срок – 15 рабочих дней с даты опубликования региональным оператором предложения и типового договора в средствах массовой информации, определенных для опубликования нормативно-правовых актов органов государственной власти, и на сайте регионального оператора — договор считается заключенным на условиях типового договора на 16 рабочий день после размещения региональным оператором предложения.

  • При этом региональным оператором такому потребителю будет сформирован типовой договор оказания услуг на основании данных из публичных открытых источников с определением объема услуг исходя из нормативов накопления ТКО, утвержденных нормативно-правовыми актами Санкт-Петербурга и установленного тарифа, и выставлены счета на оплату.

  • На основании п. 8(18) Правил обращения с ТКО, утв. Постановлением Правительства РФ №1156 от 12.11.2016, до заключения договора услуги оказываются региональным оператором на условиях типового договора и подлежат оплате потребителем, даже в отсутствие заключенного сторонами договора в силу указания закона.

  • Обязанность по оплате возникает у потребителя с даты начала оказания услуги региональным оператором (например, вывоза мусора).

  • Потребитель может обратиться с заявлением в адрес регионального оператора о внесении изменений в условия такого договора, если используемые региональным оператором данные изменились или указаны некорректно с приложением подтверждающих документов с последующей корректировкой начислений.

5. Куда можно обратиться для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО?

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие образование ТКО в нежилых помещениях, зданиях, сооружениях, на земельных участках могут подать заявку на заключения договора следующими способами:

  • по почте по адресу: 195009, Санкт-Петербург, ул. Арсенальная, д.1, корпус 2, литера А, помещение 1-23Н(часть);

  • по адресу электронной почты регионального оператора office@spb-neo.ru;

  • через форму обратной связи на сайте регионального оператора в сети Интернет www.spb-neo.ru.

  • Форма заявки для заключения договора, типовой договор, и дополнительные каналы подачи заявок для заключения договора будут опубликованы на Интернет сайте регионального оператора www.spb-neo.ru к дате размещения предложения о заключении договора.

  • Типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается на условиях типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ «Об обращении с ТКО» №1156 от 12.11.2016. В договор по согласованию сторон могут быть включены дополнительные условия, не противоречащие закону.

6. Как будет определять объем услуги по договору на оказание услуг по обращению с ТКО?

Объем услуги определяется на основании п. «а» п. 8 Постановление Правительства РФ от 3 июня 2016 г. N 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» одним из двух предусмотренных законом расчетных способов:

  • по нормативу накопления ТКО, установленного нормативно-правовыми актами Санкт-Петербурга (распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 №30-р «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт‑Петербурга»);

  • по количеству и объему контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов. Данный вид определения объема возможен к применению только в ситуации наличия у потребителя индивидуального места (площадки) накопления ТКО, контейнеров, и исключении возможности вмешательства в накопление ТКО третьих лиц.

  • Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирных домах в случаях, установленных ч.2 и ч.9 ст. 157.2 ЖК РФ, а также собственниками отдельных жилых домов.

  • В случае если основания, предусмотренные ч.2 и ч.9 ст. 157.2 ЖК РФ, отсутствуют, то договор заключается с управляющей компанией, ТСЖ, ЖСК, ЖК.

7. Я полагаю, что не образую ТКО, могут ли меня обязать вносить оплату за обращение с ТКО?
  • Каждый человек или организация образуют в своей деятельности ТКО в силу характера ТКО и факта осуществления деятельности. Действующее законодательство накладывает на каждого отходообразователя обязанность по заключению договора и обязанность по своевременному внесению платы за оказанную региональным оператором коммунальную услугу. Каких-либо исключений или альтернативных способов получения услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами законом в настоящее время не предусмотрено. В случае несогласия потребитель вправе обратиться в суд.

Отходы, которые не вывозит региональный оператор
1. Обязан ли региональный оператор вывозить строительные и иные отходы (не ТКО)?
  • В рамках оказания коммунальной услуги обязанность регионального оператора вывозить строительный мусор не предусмотрена законодательством, так как он не относится ни к ТКО, ни к КГО.

  • Крупный строительный мусор (строительный мусор от капитального ремонта) должен вывозиться по отдельному договору с региональным оператором или иной организацией, имеющей лицензию. Расходы на работу по вывозу такого вида отходов не покрываются тарифом регионального оператора. Цена по такому договору определяется отдельно.

  • Вывоз отходов, не относящихся к ТКО вправе осуществлять любые организации (операторы) по обращению с отходами, имеющие лицензию.

  • Региональный оператор вывозит строительные отходы только от текущего ремонта (подробнее).

2. Можно ли складывать строительный мусор в контейнеры для ТКО?
  • Это запрещено, так как подобные отходы, даже если смогли поместиться в установленные для бытового мусора контейнеры, способны повредить мусоровозы при погрузке и транспортировке.

Меню назад
Закрыть

Поиск по сайту

Закрыть